Эхолалия – это термин, который используют для описания ситуации, когда ребенок повторяет или имитирует слова, сказанные другим человеком. Например, если вы спрашивает малыша: «Ты хочешь котлету?», и он говорит «Хочешь котлету», а не «Да», то вы имеете дело с эхолалией.
Также существует «отложенная эхолалия», когда ребенок повторяет что-то, что он слышал достаточно давно: например, строчку из фильма, который он посмотрел неделю назад.
Эхолалия — это норма или нет?
Эхолалия, когда ребенок только учится говорить, это абсолютно нормальная часть развития речи. Дети повторяют то, что слышат вокруг себя: так они приобретают и закрепляют слова.
По мере того, как навыки и умения растут, дети все больше используют собственные слова и эхолалия постепенно угасает.
Некоторые дети, однако, не перерастают стадию эхолалии. Они лишь повторяют за другими и очень редко используют собственные слова и предложения.
Не редкость и другой речевой феномен: дети говорят исключительно репликами из фильмов и рекламы. Такую эхолалию нельзя отнести к нормальному развитию. Ее наличие показывает, что у ребенка есть проблемы с использованием речи.
Дети возрастом между годом и двумя должны много повторять за вами и часто использовать эхолалию. Именно так они учатся.
К двум годам, однако, вы должны наблюдать отчетливое использование собственных слов. Эхолалия может использоваться, когда вы задаете сложный вопрос или даете указания, но, помимо этого, должны применяться и самостоятельно придуманные фразы. В два года речь не должна сводиться только к имитации.
К трем годам эхолалия должна быть на минимальном уровне. Трехлетние дети должны придумывать собственные простые предложения, чтобы общаться с окружающим их миром. Эхолалия должна иметь эпизодический характер.
Что касается отложенной эхолалии, она нормальна, когда ребенок посмотрел фильм и в игровой форме заново переживает его события. Когда же малыш «застревает» на одной фразе или сцене и повторяет ее снова, и снова, и снова – налицо проблема.
Повторим нашу мысль еще раз: если ребенок посмотрел новый мультфильм и просто влюбился в него, повторение запомнившихся фраз нормально и естественно. Но время идет, новизна стирается, и малыш знакомится со все новыми фильмами и передачами. Если он игнорирует новый опыт и полностью замыкается на некотором количестве готовых сценариев, нужно констатировать, что мы имеем дело как минимум с проблемой развития речи.
Как использовать эхолалию с пользой для ребенка?
Ответ на этот вопрос неоднозначен и зависит от причины появления эхолалии. Если ребенок не знает, какие слова использовать – это один случай, а если он получает успокоение в том, что повторяет строчки из кинолент – это уже иная ситуация.
Важно, чтобы проблемы ребенка изучил опытный специалист: психоневролог, психолог, дефектолог которые смогут определить, что лежит в основе речевых повторов.
Тем не менее, существуют определенные приемы, которые родители могут успешно использовать, чтобы сократить число случаев эхолалии в старшем детском возрасте или при наличии диагноза РАС.
Когда эхолалия вызвана плохими речевыми навыками
Эта причина является наиболее частой: ребенок не знает, что сказать, поэтому просто повторяет за взрослым. Такая ситуация не требует «лечения» эхолалии как таковой: нужно преодолевать задержку речевого развития.
Если ребенку не хватает лексики, чтобы спонтанно использовать ее для вопросов, ответов и диалога, нужно работать над увеличением словаря.
Если малыш использует эхолалию для ответов на вопросы, нужно определить, знает ли он вообще, как на них отвечать. Если нет, это незнание нужно насытить умением правильно реагировать в диалоге с вопросами от собеседника.
В этой ситуации работа специалиста сводится к развитию навыков, пребывающих в зачаточном состоянии. Необходимо, чтобы новые крепкие навыки вытеснили временно заменяющую их эхолалию.
Эхолалия для просьб
Возможно, вам знакома ситуация, когда ребенок говорит вам: «Взять тебя на руки?» (имея, конечно, ввиду «Возьми меня на руки»). В данном случае он использует услышанную от вас в определенных обстоятельствах фразу и не задумывается о ее точном смысле. Произнесите правильный вариант и попросите малыша повторить его, чтобы верные слова отложились в памяти.
Если ребенок все лучше понимает речь, можно также реагировать и на его ошибки как на отдельные фразы. Он говорит вам: «Ты хочешь печенья?» Ваш ответ: «Я не хочу, а ты – хочешь. Скажи правильно: дай мне печенья». Такой подход еще больше подчеркивает разницу между тем, что говорит ребенок, и что он имеет в виду.
Когда ребенок отвечает эхолалией на вопросы
Очень часто в качестве ответа на вопрос ребенок повторяет его последнее слово.
Вот ряд шагов, как обучить ребенка самой идее вопроса и ответа:
Выберите один тип вопроса (например: «ты хочешь это?» или «что это?»)
Задавайте вопрос и тут же отвечайте на него сами, не делая паузы. Это звучит так: «Хочешь морковку? Да». В идеале, ребенок начнет имитировать слово «Да». Продолжайте эту практику, пока ребенок не будет стабильно повторять за вами последнее слово-ответ.
Снова задавайте вопрос, но уже на этот раз добавляйте к нему только первую букву ответа. «Хочешь морковку? Д-д-д…». Этим вы поощряете малыша сказать весь ответ самостоятельно. Если у вас это не получается, произносите слово «Да» сами, но затем все равно возвращайтесь к одной лишь первой букве. Добейтесь того, чтобы первой буквы было достаточно, чтобы ребенок произносил остаток ответа сам.
Снова задавайте вопрос, но теперь лишь артикулируйте первую букву, не произнося ее вслух. Показывайте на свой рот, чтобы ребенок видел, что вы готовы произнести звук.
Отказывайтесь от подсказок полностью, добившись стабильного ответа на свой вопрос.
Когда один вид вопроса освоен, переходите к другому. Продолжайте обучение, пока не создадите у ребенка большого запаса готовых вопросов и ответов на них. Такой подход повышает шансы на то, что малыш начнет спонтанно использовать накопленные знания.
Когда ребенок повторяет вашу фразу
Этот вид эхолалии заставит вас изменить точку зрения на то, какой вы вдумчивый родитель. Вот как выглядит такая эхолалия:
Вы: «Миша, как говорит собака?»
Миша: «Гав-гав. Молодец, Миша!»
В этот момент вы осознаете, что произносили фразу «Молодец, Миша» всякий раз, когда малыш давал правильный ответ, и она закрепилась у него в памяти.
Важно погасить эту эхолалию, поскольку она не несет в себе никакой полезной функции. Приступают к работе обычно так: повторяют за ребенком его слова, делают паузу и затем используют другие слова похвалы. Вот как звучит диалог:
Вы: «Миша, как говорит собака?»
Миша: «Гав-гав. Молодец, Миша!»
Вы: «Гав-гав. (пауза) Собака говорит «Гав-гав», ты прав».
Если подобный подход не решает проблемы, тогда вам нужно откатиться в обучении на несколько стадий назад. Предлагайте ребенку вопрос и ответ вместе: «Как говорит собака? Гав-гав». Если он пытается добавить «Молодец, Миша!», перебивайте его и снова повторяйте «гав-гав». Ребенку понадобится время, чтобы переучиться: со временем такая эхолалия сойдет на нет.
Эхолалия как самостимуляции
Некоторые дети используют эхолалию для развлечения и ухода от тревог. Мы называем такое применение эхолалии самостимулирующим, потому что оно служит цели получения удовольствия.
В этом случае эхолалия является еще одним примером стереотипий или «стимов», наблюдаемых при аутизме. Некоторые дети «стимятся» раскачиваясь вперед-назад или делая взмахи руками. Другие используют для этого речь.
Такое поведение можно часто встретить, когда дети чем-то обеспокоены. Если ребенку приходится сталкиваться с непредсказуемым внешним миром, если он не понимает, что происходит вокруг него и по какой причине, он может найти убежище в чем-то знакомом и предсказуемом – например, в цитировании наизусть всего фильма. Это ободряет и дает успокоение: фильм известен заранее и всегда останется одинаковым, что бы ни случилось.
Другие дети с РАС могут прибегать к отложенной эхолалии как к стимуляции, когда испытывают скуку или отстранились от мира вокруг. Они сбегают в собственный мир, где в кинотеатре внутри их головы идет «Золушка», и они могут смотреть ее сколько угодно, повторяя за героями их слова в качестве развлечения.
Имейте в виду, что по сути – это способ получения удовольствия, который сам по себе не несет никакого вреда. Ребенку должно быть позволено проводить часть времени в использовании эхолалии в качестве развлечения — аналогично тому, как юный футболист может проводить несколько часов, гоняя мяч. Тем не менее, есть ситуации, когда такую эхолалию разрешать нельзя.
Например, когда ребенок находится в классе, и учитель проводит урок, эхолалии-отвлечения недопустимы. Аналогично обстоят дела с помещениями, где необходимо соблюдать тишину (например, библиотека, театр, кинотеатр). Если не научиться гасить эхолалию, ребенок не сможет посещать занятия и быть частью общества.
Если причина состоит в стрессе, нужно найти альтернативные способы гашения эмоций или разъяснить ситуацию. Можно использовать социальные истории, чтобы ребенок четко представлял себе, что происходит вокруг, и какой реакции от него ждут. Кроме того, можно обучить малыша приемам самоуспокоения, используя дыхание и предметы-«якоря».
Если же причина – в скуке или отрешенности, нужно вовремя вернуть ребенка в наш мир. Для этого учитель может время от времени адресовать малышу вопросы, чтобы удержать на себе детское внимание. Если вы понимаете, что стимов не избежать, делайте их менее выраженными и заметными – выдайте ребенку резиновый мячик, который можно вертеть и сжимать в руках, или же бусы-четки для перебора пальцами.
Если ребенок не осознает, что использует эхолалию, а просто следует привычке, его нужно научить правилам саморегуляции: когда можно говорить вслух, а когда – нет. Используйте визуальное напоминание, чтобы ребенок помнил, что время на уроке – не для стимов. Часто осознание ребенком своего поведения и установление лимитов, если и не решают проблему, то позволяют держать ее под контролем.
Как использовать эхолалию для наработки готовых речевых шаблонов с личным местоимением Я
Многие дефектологи и психологи акцентируют внимание на методе «говорить от лица ребенка», который особенно эффективен для детей с РАС на первом порах появления эхолалии.
По сути вы должны озвучивать желания ребенка и описания действительности от ЕГО ЛИЦА — предоставляя ему ДЛЯ ПОВТОРА (!) готовые фразы в распространённых житейских обстоятельствах.
Например, для начала сопровождайте все действия по самообслуживанию и описанию текущего момента Я-конструкциями:
Что ты делаешь? — Я кушаю. Я иду по дороге. Я иду ножками. Я купаюсь. Я купаюсь в ванне. Я одеваюсь. Я одеваю носки на ноги. Я кладу ботинки на место. Я мою руки.
Также сопровождайте Я-конструкциями все моменты, когда особенно важно, чтобы ребенок поскорее научился объяснять свои чувства и желания:
Ребенок капризничает. Вы предлагаете: «Объясни словами: что ты хочешь?» — Я устал. Я хочу отдыхать. Я хочу кушать. Я хочу спать. Я хочу пить. Я хочу на руки. Я хочу на качели.
Постепенно можно включать в перечень Я-конструкций свои предположения об эмоциях, которые очевидно испытывает ребенок:
Папа пришел с работы — «Я рад папе».
Вы с малышом нашли игрушку в процессе игры в прятки — «Я рад кукле».
Ребенок ищет по комнатам бабушку после ее визита в гости — «Где бабушка? Я скучаю за бабушкой».
Ребенок боится собаки на улице — «Я боюсь собаку».
Ребенок крепко обнимает маму, снова увидев ее в конце дня в детском саду — «Я люблю тебя / Я люблю маму».
Это ВЫ говорите эти слова: «Я кушаю», «Я хочу на руки» и т.п. Согласно опыту многих специалистов и теории формирования речи у детей с РАС в эти моменты ребенок запоминает формулировки соответственно обстоятельствам и эмоциям. Они фиксируются в памяти, из которой потом может быть сформирована речь при РАС – пусть и не самыми обычными путями и темпами.
Является ли эхолалия при РАС проявлением положительной динамики?
Как уже отмечалось, нейротипичные дети тоже проходят стадию эхолалии как переход к спонтанной речи, но длится она у них не очень долго. У детей с РАС этот переход отнимает больше времени, но все равно нередко случается.
По мнению многих специалистов, если при эхолалии нарастает разнообразие и интенсивность в течение дня, то это хороший знак на пути к самостоятельной речи. Тем более, когда вы слышите от ребенка достаточно чистое и гладкое произношение при повторе слов и фраз.
Очень часто у детей с РАС страдает грамматика, усвоение личных местоимений, предлогов, склонения прилагательных и спряжения глаголов. Но многократно повторенные словесные блоки все-таки анализируются мозгом и используются не вхолостую, а чтобы превратится в спонтанную речь.
Такой переход у детей с аутизмом, как правило, происходит в более позднем возрасте, с большими усилиями и зачастую без вполне гладкого конечного результата.
Однако вербальные взрослые люди с аутизмом подтверждают гипотезу о том, что накопленные при эхолалии целые фразы со временем дробятся на части, которые соединяются друг с другом — для создания новых сочетаний. Например, Темпл Грандин, известная женщина с аутизмом, описала такой опыт следующим образом:
«Вот что происходит: когда на моем жестком диске записывается все больше фраз, тогда я могу комбинировать их разными способами, и моя речь уже не напоминает включенный диктофон. Это постепенный процесс: с каждым днем ты говоришь все лучше, и лучше, и лучше».